Дислексия
От умения ребенка читать напрямую зависит успеваемость в школе, а также общение со сверстниками и желание ходить в школу. Постоянно увеличивающийся объем информации по школьным предметам обязывает ученика не просто читать бегло, но, главное, осваивать и запоминать информацию. Поэтому важно уделять навыкам чтения пристальное внимание уже с самого детства и в особенности с момента поступления в школу. Если у малыша такая проблема существует – он плохо читает, или уже есть к тому предпосылки, не стоит думать, что вопрос решится сам.
С помощью специалиста и усилиями родителей ситуацию реально исправить, если не сидеть сложа руки, а принимать меры. Паниковать точно не нужно. Дислексия – довольно распространенное явление, около 10 % детей имеют те или иные нарушения чтения или понимания прочитанного. У половины из них дислексия. В ее основе нейробиологические, то есть врожденные недостатки, так что дислексия носит постоянный и пожизненный характер. При этом интеллектуальное развитие в норме, нет нарушений слуха или зрения. Поэтому и рекомендуется обращаться к специалистам, чтобы как можно скорее начать коррекционную работу.
Ребенок 7 лет, плохо читает в 1 классе
Как понять, что у ребенка есть проблемы с чтением и пониманием текста? Следует ориентироваться на некоторые показатели из перечня умений по письму и чтению для первоклассника (2-е полугодие):
- Чтение вслух со скоростью не менее 20 слов в минуту с пониманием содержания прочитанного текста.
- Читать с соблюдением орфоэпических норм (правила ударения, произношения гласных, согласных и пр.).
Если по каким-то пунктам есть недоработки, возможно, следует провести диагностику у специалиста и продумать индивидуальную тактику совершенствования навыка. Эксперты говорят, что умение читать – первостепенный навык у первоклассников. От него будет зависеть дальнейшие успехи в обучении.
Если у ребенка наблюдаются проблемы с чтением и письмом, как понять, какие отклонения в успеваемости критические, а какие нет? Можно ли родителям и педагогу справиться своими силами или обязательно следует обратиться к специалисту?
Критичные отклонения:
- Ребенок с трудом запоминает серии понятий, знаков, значений в заданной последовательности (например, времена года, дни недели, ряды слов или чисел).
- Не может кратковременно удерживать в оперативной памяти прочитанные целые слова, а также звуки, буквы, слоги.
- Отсутствие навыка слияния букв в слоги.
- Замедленность припоминания знакомых слов.
- Скудный словарный запас.
- Нарушение концентрации внимания, повышенная утомляемость.
- Технический навык чтения есть, но ребенок не понимает смысла прочитанного.
- Нарушение письма с множеством дисграфических ошибок.
Без помощи знающих логопедов проблемы могут сохраняться не только в старших классах, но даже во взрослой жизни. Возможно, потребуется посещение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для уточнения диагноза и рекомендаций по выбору индивидуального образовательного маршрута или специальной программы обучения. Но если ребенок медленно читает (не укладывается в 20-словную норму), но старается понять прочитанное, вероятно, ему нужно немного родительской поддержки и дополнительных домашних занятий по чтению и письму.
Как поступать родителям, если у первоклассника есть проблемы с чтением и письмом:
- Постоянно подбадривать и морально поддерживать ребенка, вне зависимости от оценок. Не подчеркивать успеваемость ребенка в качестве ценности для семьи.
- Чтение вслух ребенку и совместное обсуждение текстов, литературы по возрасту, интересной для конкретного ребенка (тема море, космос, животные, приключения и пр.).
- Не принуждать ребенка к чтению вслух, т. к. детям с дислексией легче читать про себя.
- Постоянные разговоры с ребенком на любые темы и разъяснение ему незнакомых слов в текстах и общении.
- Внедрение в обиход переписок с ребенком по любым вопросам (семейным, бытовым, учебным) для закрепления навыков осмысленного письма и чтения в повседневной жизни.
Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?
Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.
Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.
Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О" напоминает обруч, “Ж" – жука, “С" – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать" отдельные звуки (буквы).
Часто необходимо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
В настоящее время одной из самых популярных методик борьбы с дислексией и дисграфией является методика Рональда Девиса
Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
- На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
Ученые из Университета Вашингтона в Сиэтле провели исследования работы мозга детей с дислексией. Нейропсихологи Вирджиния Бернингер и Тодд Ричардс возглавили команду исследователей, чьи исследования показали, что мозг детей с дислексией работает примерно в пять раз больше, чем мозг других детей при выполнении одного и того же лингвистического задания. Вы думаете, устали в конце учебного дня? Представьте, если ваш мозг будет работать в пять раз больше!
- Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
- Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
- Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
- Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.
Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам!