Памятка для педагогов и молодых специалистов.
Поддерживаем дисциплину в классе: методики и приемы, которые помогут вам управлять вниманием учеников
Дисциплина — самый больной вопрос для педагога. Трудно работать в классе, где нет порядка, без него невозможно достичь и высоких результатов обучения. Навести дисциплину в классе бывает сложно и молодому учителю, и опытному. Какие приёмы помогут учителю справиться с непослушанием? Рассмотрим в статье.
Всегда составляйте чёткий план урока
Если вы пришли на урок недостаточно подготовленным, во время занятия могут возникать паузы, и тогда ученики начнут отвлекаться. Вновь собрать их внимание будет сложно.
Всегда составляйте чёткий поурочный план, подробно расписывайте, что вы будете говорить и делать на каждом этапе урока. Объясняйте ученикам последовательность действий: «А сейчас откройте тетради и запишите тему урока. Когда запишете, положите ручку и посмотрите на меня», «Я объясню вам правила чередования гласных в корне слова, а потом вы придумаете свои примеры» и т. д.
Держа перед собой план, вы не забудете сразу попросить учеников достать необходимые принадлежности, чтобы не отвлекаться на уроке и не создавать лишнего шума.
Объясняйте основные правила поведения
Придя в новый класс, сразу разъясните основные правила дисциплины в классе. Обычно ученики задают одни и те же вопросы: «Как исправить двойку?», «Нужна ли сегодня линейка?», «Я забыл дома тетрадь/ручку», «Извините, я опоздал. Можно войти?». Сразу ответьте на такие вопросы и попросите запомнить, что делать в каждом из этих случаев.
Например, что линейка нужна на каждом уроке. А если ученик опоздал, пусть тихо пройдет на своё место. Захотите выяснить причину опоздания — сделайте это после урока. Постепенно ученики привыкнут к установленным правилам и перестанут спрашивать одно и то же.
Ясно формулируйте свои требования
Установите конкретные требования к поведению учеников на уроке. Чётко формулируйте эти требования, не отступайте от них и неуклонно добивайтесь выполнения. Если требование не выполнено, поговорите с учеником, дайте ему возможность осознать проблему.
Однажды наступит момент, когда вам будет достаточно одного взгляда, чтобы ученик понял, чего вы от него ждёте.
Не начинайте урок, пока не установится тишина
В начале урока добейтесь полного внимания учеников и только потом начинайте говорить. Сразу замолчите, если шум возникает вновь. Выдержите паузу. Дождитесь тишины и объясните, что вы продолжите урок, когда все успокоятся.
Станьте для детей авторитетом
Отсутствие авторитета — обычная ситуация, если вы взяли новый класс, особенно если вы только пришли в образовательное учреждение, где никто вас не знает. Каждого нового педагога дети испытывают на прочность, и каждый раз вам приходится зарабатывать авторитет заново.
Решайте проблему непослушания самостоятельно. Не жалуйтесь завучу или директору — это даст кратковременный эффект, а ребята поймут, что испытание вы провалили.
Сразу поставьте себя так, чтобы каждое ваше замечание звучало непререкаемо. Если вы о чем-то попросили — просьба должна быть выполнена. Дайте детям понять, что ваше слово — истина в последней инстанции и не подлежит обсуждению. Не кричите, ваши слова должны звучать спокойно, но веско.
Не заигрывайте с учениками, но и не обзывайте детей и не унижайте их. Не допускайте, чтобы сильные обижали слабых. Постарайтесь увидеть в каждом ученике прежде всего человека. Даже отъявленные хулиганы ответят вам тем же.
Если есть возможность, налаживайте контакт с детьми в неформальной обстановке. Организуйте поход в музей, в кино, или на экскурсию.
Будьте позитивны
Не бойтесь улыбнуться, чтобы подбодрить, налаживайте зрительный контакт. Поддерживайте на уроке позитивную атмосферу — сказанная вовремя шутка может разрядить напряжённость. Покажите ученикам, что вы такой же человек, как и все. Ученики начнут уважать вас, а заодно полюбят и ваш предмет.
Развивайте интерес к своему предмету
Чаще всего плохая дисциплина бывает в 6–8 классах, когда у детей начинается переходный возраст и снижается мотивация к обучению. Чтобы удержать внимание:
- чередуйте словесные, наглядные и практические методы обучения;
- разнообразьте формы и типы уроков — удивляйте детей, чтобы они не теряли интереса и с нетерпением ждали встречи с вами.
- включайте в активную учебную деятельность абсолютно всех учеников в классе, пусть они, например поработают в парах или группах.